Такси взмывают в небеса
Развитие проектов автономного транспорта: новое слово в пассажирских перевозках. В китайском мегаполисе Гуанчжоу готовятся к запуску беспилотного летающего такси.
Власти города инвестируют около 1,5 миллиарда долларов в создание инфраструктуры для пассажирских дронов, сообщает агентство Nikkei. Эти средства будут использованы для строительства более 100 площадок для вертикального взлета и посадки. Финансирование проекта рассчитано до 2027 года, и по плану сначала беспилотные летательные аппараты будут работать как аэротакси, а затем станут доступны и для личного использования. В октябре 2023 года компания EHang первой в мире получила разрешение на перевозку пассажиров своими дронами. В то время как американская Joby получила разрешение на тестовые полеты в США.
Более 200 компаний по всему миру работают над созданием пассажирских беспилотников. Успешные тестовые полеты проводились в Германии, Японии, Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах. По словам Андрея Кириллова, главы представительства ТАСС в Пекине, такие летающие машины в Китае могут значительно облегчить проблему пробок в крупных городах: «В Гуанчжоу, где население достигает 20-30 миллионов человек, транспортные проблемы особенно остры. EHang уже получила все необходимые сертификаты для выхода на рынок».
Несмотря на то, что в 2023 году было произведено всего 52-53 аппарата EH216-S, первый шаг сделан. Стоимость одного такого аппарата составляет около 3 миллионов юаней. В Пекине пока не видно беспилотных такси или дронов для грузоперевозок, так как в столице часто закрывают небо для полетов, особенно во время визитов высокопоставленных гостей.
Дубай также планирует запуск беспилотного аэротакси к 2026 году. Власти возобновили программу год назад, и ожидается, что на первом этапе проезд в таком такси будет немного дороже, чем поездка на лимузине. Несколько стартовых площадок и точек подзарядки появятся на острове Палм-Джумейра и в районе Dubai Marina. Прототип дрона от Joby Aviation показал, что может преодолевать до 240 километров без посадки, что достаточно для полета между городами, например, из Дубая в Абу-Даби.
Однако сделать такой транспорт коммерчески успешным будет непросто. По мнению основателя сервиса RunAvia Андрея Патракова, европейские и американские авиационные власти пока не готовы к массовым беспилотным полетам. Первые полеты будут пилотируемыми, управляемыми человеком в кабине. Тем не менее, в ОАЭ, где регуляторные требования менее жесткие, условия для полетов над пустыней менее рискованные. Поэтому именно там могут начать первые коммерческие перевозки.
Многие компании, включая Toyota и Porsche с Boeing, инвестируют в разработку летающего такси. Однако не всем удается уложиться в заявленные сроки. Аварии, такие как крушение дрона Joby в 2022 году, негативно сказываются на акциях компаний. Интерес к технологии остается у тех, кто готов к долгосрочным инвестициям.
Российская компания «Ховер» начала сертификацию своего прототипа аэротакси в 2022 году и планирует запустить беспилотники к 2025 году. Однако из-за отсутствия регулирования дронов в России, многие сомневаются в успехе этих планов. В большинстве регионов страны полеты легких аппаратов массой до 30 кг запрещены, и для тестов создаются зоны с экспериментальным правовым режимом.
Источник — https://www.kommersant.ru/doc/6760530