
Skydweller: первый в мире дрон-разведчик на солнечной энергии летает 90 дней без посадки
Американский стартап Skydweller Aero совершил прорыв в авиационной инженерии, с которым долго не могли справиться даже гиганты отрасли.
Разработчики заявили об успешных испытаниях первого в мире беспилотного летательного аппарата на солнечных батареях, способного непрерывно находиться в воздухе до 90 суток.
В основе технологии — решение ключевой проблемы, мешавшей созданию подобных аппаратов: аэроупругости. Это сложный физический эффект, возникающий при деформации длинных и гибких крыльев в воздушном потоке, особенно в условиях турбулентности на высотах от 2 до 10 км. Для дронов с солнечными батареями, оснащённых растянутыми лёгкими крыльями, эта задача оставалась критической.
Технологический прорыв, подкреплённый европейскими партнёрами
Skydweller, как утверждают разработчики, преодолел этот барьер. Аппарат стабильно функционирует в полностью автономном режиме, а потенциал его полёта может быть расширен и за пределы 90 дней. Хотя устройство не предназначено для перевозки пассажиров или грузов, оно рассчитано на разведывательные миссии, в том числе наблюдение за морскими пространствами. К проекту подключилась французская компания Thales, специализирующаяся на оборонных технологиях.
Крылья шире, чем у Boeing 777
Аппарат претендует на звание крупнейшего в мире солнечного беспилотника. Размах крыла — 72 метра, что на 5 метров больше, чем у коммерческого лайнера Boeing 777. Поверхность крыла уставлена 17 тысячами солнечных ячеек, производящих в пике до 100 кВт энергии. Этого хватает как для питания четырёх электродвигателей, так и для зарядки массивных аккумуляторов весом свыше 600 кг, обеспечивающих полёт ночью.
Режим "день–ночь": по солнцу и обратно
Логика полёта подчинена солнечному циклу. Днём дрон набирает высоту, поднимаясь до 8–12 км, чтобы максимально использовать солнечную генерацию. С наступлением темноты он медленно снижается до 1,5–3 км, экономя заряд батарей. Такой подход позволяет поддерживать работу двигателей и авионики в течение всей ночи.
Ограничителем выносливости становится не топливо, а деградация аккумуляторов — со временем их ёмкость снижается, и именно это, по оценке разработчиков, сдерживает дальнейшее увеличение длительности миссий.