
Как в мире развивается рынок воздушных такси и доставки товаров БПЛА
Если воздушные такси только начинают завоевывать рынок, то доставка товаров дронами уже активно используется в различных странах. Основной вызов для экономики малых высот заключается не в технических или регуляторных аспектах, а в экономической рентабельности этих технологий.
В ближайшие годы объем китайского рынка воздушных такси и доставки с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) может достичь $140 млрд, а к 2040 году мировой рынок воздушных такси может вырасти до $1,5 трлн
Воздушные электротакси
Одним из перспективных направлений является разработка электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Такие аппараты управляются пилотом, могут перемещаться в городской среде без необходимости взлетно-посадочной полосы, а благодаря электроприводу они более экологичны. По прогнозам JPMorgan, к 2040 году рынок eVTOL достигнет $1,5 трлн.
Разработка eVTOL
Десятки компаний по всему миру работают над разработкой eVTOL. Нидерландская PAL-V выпустила аппарат, который может передвигаться как по дорогам, так и по воздуху. В марте компания получила заказ от властей Дубая на поставку 100 таких аппаратов на общую сумму $80 млн. Германский разработчик Lilium планирует запустить полеты на Французской Ривьере в 2026 году. Американская компания Joby планирует начать сервис воздушного такси в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в 2025 году, а в 2026-м — в Дубае. В феврале шанхайская AuoFlight успешно испытала пятиместный eVTOL Shengshilong, который сократил время в пути с нескольких часов до 20 минут. Китайская EHang получила первую лицензию на массовое производство eVTOL и ведет переговоры с партнерами на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.
Экономика малых высот в Китае
В Китае активно развивается экономика малых высот, включающая воздушные такси и беспилотные доставки. Объем экономики малых высот в Китае в 2023 году вырос на 33,8% и достиг $69 млрд. По прогнозам, к 2026 году этот сектор достигнет $138 млрд. В марте Министерство промышленности и информационных технологий КНР представило план поддержки развития eVTOL. Власти Гуанчжоу до 2027 года планируют инвестировать более $1,4 млрд в инфраструктуру, включая более 100 площадок для взлета и посадки воздушных такси.
Регуляторные вызовы
Одним из главных препятствий для массового внедрения eVTOL остается регулирование. Европейское агентство безопасности полетов (EASA) ввело строгие правила сертификации, что усложняет вывод eVTOL на рынок. В Китае и США регуляторы начали выдавать отдельные лицензии для таких аппаратов. В США FAA выдала лицензии только двум компаниям — Joby и Archer. По прогнозам FAA, первые коммерческие летающие такси появятся в США уже в следующем году.
Доставка товаров дронами
Доставка товаров беспилотниками уже становится привычной в ряде стран. В 2023 году беспилотники доставили товары более миллиона раз. В Китае разработали правила для беспилотных доставок в 2021 году. Китайский разработчик Phoenix Wings совместно с логистической компанией SF Express запустил доставку между городами Чжуншань и Шэньчжэнь. В Шэньчжэне сервис доставки еды Meituan использует дроны для доставки заказов из ресторанов.
Примеры использования дронов
Китайская компания DJI успешно протестировала доставку на Эвересте. В США FAA выдала разрешения на дальние доставки дронами компаниям Amazon Prime Air и UPS. Walmart тестирует доставку дронами в некоторых районах США и планирует расширить эту услугу в Техасе.
Экономические аспекты
Основная проблема доставки беспилотниками — высокая стоимость. Средняя стоимость доставки дронами составляет $13,5, тогда как доставка грузовиком стоит $1,9, а электромобилем — $3. Технические возможности уже существуют, но вопрос экономической рентабельности остается открытым.
Источник — https://www.kommersant.ru/doc/6759732