Будущее авиации: тяжелые грузовые дроны готовятся подняться в небо
В центре внимания — проекты беспилотных грузовых самолетов, которые обещают стать тяжелее легендарного Ан-225 «Мрия».
Разработка нового самолета — долгий процесс, требующий нескольких лет. Таким образом, модели, которые сейчас разрабатываются в авиационных конструкторских бюро по всему миру, смогут подняться в воздух только к концу этого десятилетия. В центре внимания — проекты беспилотных грузовых самолетов, которые обещают стать тяжелее легендарного Ан-225 «Мрия».
Речь идет не просто о замене пилота на автопилот — в планах значительные изменения в дизайне воздушных судов.
Примером будущего беспилотного авиапарка являются тяжелые дроны, над которыми работает британский стартап Droneliner. Конструкторское бюро компании трудится над созданием двух моделей с разными возможностями по грузоподъемности и типами силовых установок.
Младшая модель, DL200, сможет перевозить до 200 тонн груза при собственном весе 350 тонн. Аппарат будет оснащен кольцевым электровентилятором в хвостовой части, а грузовые палубы будут доступны через аппарели в носовой и хвостовой части фюзеляжа.
Более крупный DL350 будет иметь грузоподъемность до 350 тонн и весить 600 тонн, что превышает показатели Ан-225 «Мрия». Этот дрон может стать самым тяжелым летательным аппаратом в мире, если конкуренты не выпустят что-то более масштабное. Для движения DL350 будут использоваться два гибридных электро-турбовентиляторных двигателя, работающих на водороде или экологически чистом топливе SAF, созданном без нефти и природного газа.
Обе модели оснащены тонким подкосным крылом, более эффективным, чем традиционные крылья гражданских самолетов. Дальность полета этих дронов составит до 12 000 км.
Плюсы и минусы мегадронов
С исчезновением профессии пилота, одна из самых романтичных частей авиации уходит в прошлое. Однако это не повод для грусти: грузовые авиакомпании сталкиваются с нехваткой экипажей, особенно учитывая, что транспортные рейсы часто выполняются ночью — время, неудобное для многих пилотов.
Беспилотные грузовые самолеты смогут находиться в воздухе без ограничений по времени, дозаправляясь прямо в полете. Это позволяет им стартовать с меньшим запасом топлива, освобождая место для дополнительного груза. К тому же отсутствие необходимости в обитаемом фюзеляже снижает вес конструкции и упрощает процесс разгрузки после посадки.
По расчетам разработчиков, такие изменения помогут снизить выбросы вредных веществ на 95% и сократить операционные затраты на 90%.
Вызовы и реальность
Важно помнить, что технологии будущего требуют осторожного подхода. Примером может служить история беспилотных автомобилей, которые, по прогнозам экспертов 2010-х годов, должны были заполонить дороги к 2020 году. Однако массовое внедрение таких систем пока так и не состоялось. Схожие проблемы наблюдаются и в авиации: несмотря на множество новостей о прогрессе беспилотных самолетов, впереди остаются серьезные испытания.
Вопросы вызывает и психологический аспект: идея о том, что над головами людей будут пролетать беспилотные машины весом в сотни тонн, пока вызывает опасения. Droneliner планирует на начальном этапе избегать полетов над городами, чтобы снизить риски и позволить обществу привыкнуть к новым технологиям. Возможно, со временем общественное мнение изменится, и беспилотники станут привычной частью неба. Но пока делать прогнозы рано.